Среда, 24.04.2024, 09:45
ПКИПКРО
Главная | ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА | Регистрация | Вход
Меню сайта

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

В 1938 году в 1788 сельских школах Пермской области было только 130 учителей с высшим образованием (ГАПО. Ф.р-986. Оп.1. Д.1005. Л.14). Вся эта масса людей нуждалась в систематическом повышении квалификации. Существовавшие на тот момент районные и городские методические комитеты не могли справиться с этой задачей. Главной причиной учреждения областного института повышения квалификации явилась необходимость объединить работу отдельных методических кабинетов, координировать их усилия, сложить единую областную систему повышения квалификации. (ГАПО. Ф.р-986. Оп.1. Д. 1005. .Л.1)

9 февраля 1939 года вышло постановление Оргкомитета Президиума ВС РСФСР по Пермской области об открытии при Облоно областного института усовершенствования учителей "с 1 января сего года". Заместителю заведующего Облоно при Оргкомитете Мосягину В.П. было предложено приступить к подбору штата института и подысканию помещения (ГАПО. Ф.р-564. On.2. Д.З. Л.200)

Уже в течение первого полугодия 1939 года, одновременно с решением организационно-хозяйственных вопросов, приступили к оперативной педагогической работе. Основными направлениями в ней были:

  1. Связь с вышестоящими научно-методическими заведениями.
  2. Связь с районными педкабинетами.
  3. Плановость в ропоте научных сотрудников института.
  4. Подготовка к проведению проверочных испытаний.
  5. Подготовка, подбор материалов к годовому отчету о состоянии преподавания, по различным дисциплинам в школе.
  6. Подбор материала, характеризующего работу лучших школ и учителей.
  7. Выезды на места научных сотрудников института. (ГАПО. Ф.р-1096. Оп.1. Д.З. Л.321)

Для решения наиболее важных вопросов созывался Совет института, в который входили методисты, инспектора Облоно, лучшие учителя и руководители школ, инспектора и представители высших учебных заведений города (ГАПО. Ф.р-1096. Оп.1. Д. 41. Л. 188)

Благодаря настойчивости Павла Афанасьевича Гусынина (первого ректора института) Пермскому институту усовершенствования учителей с разрешения СНК СССР в конце 1939 года предоставили два каменных здания по адресу: ул. Большевистская, 210 (бывшая средняя школа N 4). При институте организовали общежитие на 120 коек. (ГАПО. Ф.р-1096. Оп.1. Д.4. Л.157.)

Задачи на период становления института:

  1. Всемерно организовывать коллективную мысль и коллективную волю учительства и направлять их к тому, чтобы найти наиболее быстрые и действенные меры по ликвидации коренных недостатков школьной жизни.
  2. Всемерно изучать накопленный положительный опыт педагогического мастерства через изучение практики работы учительства, через глубокое и всестороннее обсуждение в учительской, среде проблем обучения и воспитания.
  3. Всестороннее усовершенствование квалификации учительства через углубленную индивидуальную работу над собой, через воспитание у каждого учителя умения организовать свой труд, умения анализировать свою работу, осмысливать ее, вскрывать причины, порождающие недочеты и тем совершенствоваться, расти и всемерно повышать производительность твоего труда. (ГАПО. Ф.р-1096. Оп.1. Д.З. Л.246)

Таким образом, основные задачи Института определялась как: оказание методической помощи школам по вопросам форм и методов овладения учащимися глубоких и прочных знаний и по вопросам содержания и методики воспитательной работы с учащимися.

В целях реализации приказа Наркомпроса "О восстановлении методической работы с учителями" в 1938/39 учебном году в районах Пермской области были организованы районные педагогические кабинеты, которые стали организующим центром методической работы с учительством. (ГАПО. Ф.р-1096. Оп.1. Д.4. Л.256)

В августе 1939 года провели учительскую конференцию с охватом 500 человек и, по итогам первой четверти 1039 года, межрайонное совещание директоров. В 1939/40 учебном году организовали 18 семинаров с охватом 556 человек, месячные курсы директоров (27 человек) с отрывом от производства и годичные курсы учителей г. Молотова - биологов, русского языка и литературы и немецкого языка, без отрыва от работы. Всего курсовыми мероприятиями за первый год работы было охвачено 1563 учителя. (ГАПО. Ф.р-1096. Оп.1. Д. 4. Л. 158 об.)

3 января 1941 Молотовский институт усовершенствования учителей взял на себя обязательство систематически работать по следующим темам:

  1. Самостоятельная работа школьников.
  2. Изучение советского школьника.
  3. Руководящая роль педагогического совета в школе.
  4. Работа ученических организаций.

Основными направлениями работы института в этот период являлись изучение опыта школы и оказание ей помощи по следующим вопросам:

  • обеспечение полного, охвата детей, осуществление педагогического надзора и проявление заботы о здоровье, быте и жизни детей в условиях военного времени;
  • организация 3-х сменных учебных занятий;
  • насыщение учебных предметов умениям и навыками по подготовке учащихся к труду и обороне (военизация учебных предметов, воспитание умения и навыков борца);
  • приемы и методы политического воспитания учащихся;
  • приемы и методы по вовлечению учащихся в общественно - практическую работу и производительный труд, направленный на укрепление обороны страны и быстрейший разгром врага;
  • военно-физкультурное обучение и воспитание;
  • работа ученических, пионерских, комсомольских организаций в военное время;
  • воспитательная работа в школьных интернатах для эвакуированных детей. (ГАПО. Ф.р-1096. Оп.1. Д.6. Л.112 об)

Развивалась и библиотечная база института. Нa 01.05.1941 г. в библиотеке имелось 8984 книги и 2921 брошюра, на 01.01.46 г. - 15000 книг, более 5000 брошюр. (ГАПО. Ф.р-1096. Оп.1. Д. 6. Л. 133)

Об успехах института в годы войны свидетельствуют и полученные Директором П.А. Гусыниным в 1944 году значок "Отличник народного просвещения" и орден "Знак почета" (ГАПО. Ф.р-1542. Оп.1. Д.14. Л.49).

Направление и содержание работы института в послевоенные годы, с одной стороны, определялись в соответствии с Приказом Министра просвещения N 813, объявлялось повышение идейно-политического уровня и деловой квалификации учителей и руководящих работников народного образования. (ГАПО. Ф.р-1096. Оп.1. Д. 98. Л. 182). С 1948 года Министерство Просвещения ввело в практику единую очно-заочную систему повышения квалификации. Каждый учитель, работающий до 15 лет, должен был через каждые четыре года один год совершенствоваться по этой системе. В течение зимнего периода он по программе и заданиям занижался самостоятельно, проходя до 600 часов самообразовательной работы и, затем, завершал обучение на летних очных курсах.

В конце 40-х - начале 50-х годов особое внимание учителей обращалось на предупреждение неуспеваемости и борьбу с второгодничеством.

Работа института в этот период проводилась в следующих направлениях:

  • осуществление единой системы повышения квалификации учителей;
  • повышение квалификации руководящих работников школы и отделов народного образования;
  • методическая работа;
  • руководство работой педкабинетов.

В середине 50-х годов, в связи с изменением общественно-политической обстановки в стране, переходом школ на новые учебный план, программы и учебники, изменилось и содержание работы института. Центр тяжести в работе методиста был перенесен на изучение и обобщение опыта работы учителя и оказание конкретной методической помощи отделам народного образования, пед. кабинетам и школам с тем, чтобы она оказывала непосредственное влияние на повышение качества обучения и воспитания учащихся. (ГАПО. Ф.р-1096. Оп.1. Д.70. Л.79). Одной из основных задач ставилось развитие политехнического обучения путем усиления связи обучения в школе с производственной деятельности. (ГАПО. Ф.р-1096. Оп.1. Д.55. Л.9).

С 1957 года институт организовывал научно-исследовательскую работу с вовлечением в нее всех заведующих райгорпедкабинетами. Темой 1957/58 учебного года была – "Преемственность обучения по годам обучения и связь школ с детскими садами; активность и самостоятельность учащихся в учебной и внешкольной работе, политехническое обучение учащихся". (ГАПО. Ф.р-1096. Оп.1. Д.41. Л.1). В 1958/59 году велась работа по проекту "Программы воспитательной работы в школе" (ГАПО. Ф.р-1096. Оп.1. Д.98. Л.41). В 1960-х - "Слияние процесса обучения и воспитания". (ГАПО. Ф.р-1096. Оп.1. Д. 252. Л.3). В 1973/74-74/75 учебных годах темой научно-исследовательской работы была выбрана "Творческие поиски учителей и педагогических коллективов школ области в работе по новым программам"

В сентябре 1958 года произошло слияние областного и городского, института усовершенствования. В связи с этим штат вырос до 50 человек (из них 32 методиста) (ГАПО. Ф.р-1096. Оп.1. Д.98. Л.66). Директором института с 8 октября 1959 года, в связи с выходом на пенсию П.Д. Гусыпина, стал Семен Кириллович Михайлов (ГАПО. Ф.р-1542. Оп.1. Д.14. Л.125)

За 4 года (1959-1962) на 2-х и 4-х недельных курсах было переподготовлено: работников Районе - 200 человек, руководителей школ -738 человек, учителей 12717 человек. Ряд курсов проводился на базе опорных районов и городов. Так, курсы преподавателей химии провели в г. Березники, где курсанты познакомились с предприятиями химической промышленности. С преподавателями географии занимались непосредственно на природе (на базе Кунгурского района), обучая ведению краеведческой работы на современном уровне. Провели областные педагогические чтения по темам: "Опыт работы по новым программам", "Организация учебно-воспитательной работы в школе интернате", "Использование краеведческого материала в шкоде", "Использование программы воспитательной работы", научно практическую конференцию по профессиональному обучению учащихся 9-11 классов, методическую конференцию "О содержании и формах связи общеобразовательной подготовки с повышением профессиональной квалификации учащихся в вечерних школах", зональный семинар совещание о работе школ с производственным обучением и по подготовке старших пионервожатых и целый ряд других. Всего на педагогических чтениях и конференциях присутствовало свыше 6000 человек, было представлено более 1200 докладов, выступили 426 человек. Основной формой пропаганды педагогического опыта являлся выпуск брошюр и сборников, которых за 4 года было издано 52. (ГАПО. Ф.р-1096. Оп.1. Д.201. Л.2-4).

Форма входа
Календарь новостей
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный хостинг uCoz